среда, 8 августа 2012 г.

реферат человек как предмет воспитанияопыт педагогической антропологии






Ребенок как предмет педагогической антропологии курсовая работа Человек как предмет педагогической антропологии скачать реферат бесплатно

Человек как предмет педагогической антропологии

Этот фундаментальный труд учителя русских учителей К. Д. Ушинского адресован не психологам, а педагогам, осознавшим необходимость изучения психологии для повышения своего профессионального уровня. 126 1805 Волгоградский государственный педагогический университет РЕФЕРАТ по теме Человек как предмет педагогической антропологии Выполнила студентка группы СП-14 факультета СКП Гарбузова Я.Б. Проверила Руденко Т.Б. Волгоград 2008 СОДЕРЖАНИЕВведение Человек как живое биоэнергетическое существо Социальность и разумность человека Духовность и креативность человека Целостность и противоречивость человека Ребенок как человек Литература ВВЕДЕНИЕ - Что такое человек? спросил Сократ одного философа. - Это двуногое существо без шерсти и оперенья. Сократ молча удалился, а потом принес общипанного петуха и бросил к ногам философа: - Вот твой человек. Исторический анекдот Объектом педагогической антропологии являются отношения человек-человек, а предметом ребенок. Для того чтобы понять этот объект и проникнуть в этот предмет, необходимо, прежде всего, разобраться с тем, что такое человек, какова его природа. Вот почему для педагогической антропологии человек - одно из основных понятий. Ей важно иметь максимально полное представление о человеке, т.к. это даст адекватное представление о ребенке и соответствующем его природе воспитании. Человек является предметом изучения многих наук на протяжении многих столетий. Информация, накопленная о нем за это время, колоссальна. Но она не только не уменьшает количества вопросов, связанных с проникновением в суть человеческой природы, но и множит эти вопросы. Она не приводит к единой, удовлетворяющей всех, концепции человека. И по-прежнему различные науки, в том числе и только что возникшие, находят в человеке свое поле деятельности, свой аспект, открывают в нем что-то, бывшее доселе неизвестным, по-своему определяют, что есть человек. Человек настолько многообразен, многоголосен, что разные науки обнаруживают в нем прямо противоположные человеческие свойства и сосредоточиваются на них. Так, если для экономики он рационально мыслящее существо, то для психологии во многом иррациональное. История рассматривает его как автора, субъекта определенных исторических событий, а педагогика как объект заботы, помощи, поддержки. Социологии он интересен как существо с инвариантным поведением, а для генетики как запрограммированное существо. Для кибернетики он универсальный робот, для химии набор определенных химических соединений. Варианты аспектов изучения человека бесконечны, они все время множатся. Но при этом сегодня становится все очевидней: человек сверхсложный, неисчерпаемый, во многом загадочный предмет познания; полное постижение его (задача, поставленная на заре существования антропологии) в принципе невозможно. Этому дается ряд объяснений. Например, такое: изучение человека осуществляется самим человеком, и уже поэтому не может быть ни полным, ни объективным. Другое объяснение основывается на том, что собирательное понятие о человеке не может сложиться, как из кусочков, из материалов наблюдений, изучений отдельных конкретных людей. Даже если их множество. Еще говорят, что та часть жизни человека, которая поддается изучению, не исчерпывает всего человека. Человек не сводим к эмпирическому бытию эмпирического субъекта. В человеке как целостном существе названные ипостаси рядоположены, взаимосвязаны, взаимоуправляемы. Каждый отдельный человек как организм является носителем определенного генотипа, хранителем (или разрушителем) генофонда человечества, поэтому здоровье человека одна из общечеловеческих ценностей. С точки зрения педагогической антропологии важно понимать, что организм человека принципиально отличается от других живых организмов. И дело не только в анатомо-физиологических особенностях. И не в том, что человеческий организм синергетичен (неравновесен): его деятельность включает в себя и хаотичные, и упорядоченные процессы, и чем организм моложе, тем более хаотичной системой он является, тем более беспорядочно он действует. (Кстати, педагогу важно понимать следующее: хаотичное функционирование детского организма позволяет ему легче адаптироваться к изменениям условий жизни, пластично приспосабливаться к непредсказуемому поведению внешней среды, действовать в более широком диапазоне условий. Наступающая с возрастом упорядоченность физиологических процессов нарушает синерге-тичность организма, и это приводит его к старению, разрушению, заболеванию.) Более существенно другое: функционирование человеческого организма целостно связано с духовностью, разумностью, социальностью человека. На самом деле физическое состояние организма человека зависит от человеческого слова, от силы духа, и в то же время физическое состояние человека влияет на его психологическое, эмоциональное состояние, на функционирование в социуме. Организм человека с самого рождения (а может быть, задолго до него) нуждается в человеческом образе жизни, в человеческих формах бытия, общении с другими людьми, овладении словом и готов к ним. На физическом облике человека отражаются социальные процессы, состояние культуры и особенности конкретной системы воспитания. Каждый отдельный человек как член общества является личностью, т.е.: участником совместного и в то же время разделенного труда и носителем определенной системы отношений; выразителем и одновременно исполнителем общепринятых требований и ограничений; носителем значимых для других и для него самого социальных ролей и статусов; сторонником определенного образа жизни. Быть личностью, т. е. носителем социальности, это неотъемлемое свойство, естественная прирожденная видовая характеристика человека. Точно так же врожденно человеку свойство быть индивидуальностью, т. е. существом, непохожим на других. Эта непохожесть обнаруживается как на физиологическом и психологическом уровнях (индивидная индивидуальность), так и на уровне поведения, социального взаимодействия, самореализации (личностная, творческая индивидуальность). Таким образом, индивидуальность интегрирует особенности организма и личности конкретного человека. Если индивидная непохожесть (цвет глаз, тип нервной деятельности и пр.), как правило, достаточно очевидна и мало зависит от самого человека и окружающей его жизни, то личностная непохожесть всегда результат его сознательных усилий и взаимодействия со средой. И та и другая индивидуальность являются социально значимыми проявлениями человека. Глубокая, органическая, уникальная целостность человека во многом определяет его сверхсложность и как реального явления, и как предмета научного изучения, о чем уже шла речь выше. Разумность врожденна у человека. Благодаря ей он способен осуществлять целеполагание, философствовать, искать смысл жизни, стремиться к счастью. Благодаря ей он способен самосовершенствоваться, воспитываться и изменять окружающий мир согласно собственным представлениям о ценном и идеальном (бытии, человеке и пр.)- Она во многом обусловливает развитие произвольности психических процессов, совершенствование воли человека. Разумность помогает человеку действовать вопреки своим органическим потребностям, биологическим ритмам (подавлять голод, активно работать ночью, жить в невесомости и т. п.). Она иногда заставляет человека маскировать свои индивидные свойства (проявления темперамента, пола и пр.). Она дает силы преодолевать страх смерти (вспомним, например, врачей-инфекционистов, экспериментировавших на себе). Эта способность справляться с инстинктом, сознательно идти против природного начала в себе, против своего организма видовая особенность человека. ДУХОВНОСТЬ И КРЕАТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Специфической особенностью человека является и его духовность. Духовность свойственна всем людям как общечеловеческая исходная потребность в ориентации на высшие ценности. Является ли духовность человека следствием его социально-исторического бытия или она свидетельство его божественного происхождения, этот вопрос остается до сих пор дискуссионным. Однако само наличие названной особенности как чисто человеческого феномена неоспоримо. Действительно, только человеку свойственны ненасыщаемые потребности в новом знании, в поиске истины, в особой деятельности по созданию нематериальных ценностей, в жизни по совести и справедливости. Только человек способен жить в нематериальном, нереальном мире: в мире искусства, в воображаемом прошлом или будущем. Только человек способен трудиться для удовольствия и получать удовольствие от тяжелой работы, если она свободна, имеет личностный или общественно-значимый смысл. Только человеку свойственно испытывать такие трудно определимые на рациональном уровне состояния, как стыд, ответственность, чувство собственного достоинства, раскаяние и т.д. Только человек способен верить в идеалы, самого себя, в лучшее будущее, в добро, в Бога. Только человек способен любить, а не ограничиваться лишь сексом. Только человек способен к самопожертвованию и самоограничению. Будучи разумным и духовным, живя в обществе, человек не мог не стать творческим существом. Креативность человека обнаруживается и в его способности к созданию нового во всех сферах своей жизни, в том числе и в занятиях искусством, и в сензитивности к нему. Она повседневно проявляется и в том, что В. А. Петровский называет способностью свободно и ответственно выходить за границы предустановленного (начиная от любознательности и кончая социальными новациями). Она проявляется в непредсказуемости поведения не только отдельных людей, но и социальных групп и целых наций. Именно общественно-исторический способ бытия, духовность и креативность делают человека реальной силой, наиболее значимой составляющей не только социума, но и Вселенной. ЦЕЛОСТНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Еще одна глобальная характеристика человека его целостность. Как отмечал еще Л.Фейербах, человек это живое создание, характеризующееся единством материального, чувственного, духовного и рационально-действенного бытия. Это такая великая заслуга перед отечеством, что, если бы Ушинский не прибавил более ни одной строки к своему Родному слову,P одного этого труда было бы совершенно достаточно, чтобы обессмертить его имя как одного из талантливейших и просвещеннейших в мире педагогов. Он изъял дело начального обучения и воспитания из произвольных усмотрений господ педагогов, водрузил его на философские устои и привил ему строго индуктивный метод как единственно возможный и безусловно обязательный на этой ступени образования. Но Ушинский еще более обессмертил и прославил себя другим обширным, капитальным трудом: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Одну из главных задач заграничной его командировки составляло поручение от IV Отделения составить руководство по педагогике. Поручение это как нельзя более отвечало давним желаниям самого Ушинского и совпадало с общим направлением и характером научно-педагогической его деятельности, посвященной разработке основных принципов и руководящих начал в деле обучения и воспитания Принято считать, что социализация формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Представления о полноценном члене общества менялись в процессе исторического развития, различаются они и в современном обществе. Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Однако содержание этих идеалов весьма существенно различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя. В то же время в современную эпоху можно констатировать, что идеал полноценного члена общества имеет много характеристик, общих или более или менее сходных для различных обществ. Соответственно и процесс социализации в различных обществах, сохраняя определенную специфику, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик, что связано с глобальными общепланетарными и общемировыми тенденциями (от урбанизации и информатизации до экологических и демографических сдвигов). Еще одно важное направление отечественной психологии связано с именем многолетнего лидера Ленинградской психологической школы Бориса Герасимовича Ананьева (19071972). Он развивал некоторые важные положения В. М. Бехтерева, инициатора комплексных исследований, и выступил с идеей создания особой дисциплины человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологии и др. наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений: изучение человека как биологического вида; анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; изучение человека как личности; как субъекта; анализ проблем человечества. (Главная работа Б. Г. Ананьева носит название Человек как предмет познания, что напоминает о названии труда великого русского педагога, создателя педагогической антропологии то есть необходимого для педагогики целостного учения о человеке Константина Дмитриевича Ушинского (18241870) Человек как предмет воспитания.) В своем подходе к человеку Б. Г. Ананьев различил уровни его организации, в частности, уровень индивида и уровень личности Духовность можно рассматривать как системообразующий элемент человеческой целостности. Она является связкой индивидуального и социального, дискретного и непрерывного. В.И.Филатов рассматривает духовность как онтологическое основание целостности, потому что через нее происходит восстановление конструктивной связи человека с бытием . Диалог с природой, социумом, построенный на этике ненасилия, творчестве и любви, создает чувство причастности человека миру. Духовность помогает соединить личностные смыслы с общественными, объективное и субъективное, приближая результат деятельности человека к категории высокого и гениального. В такие мгновения человек испытывает вершинные переживания внутренней гармонии и слияния с миром, тождественности миру, которое Э.Фромм называет специфически человеческим чувством, чуждым животным и не обслуживающим функцию их выживания. Достижение такой полноты человеческого бытия, резонанса с природными и социальными процессами, во многом зависит от того, насколько человек осознает себя творцом своей духовности, стремится к самосовершенствованию. Опыт педагогической антропологии (2 т. 1868-69) и других педагогических работах. УШКАНЬИ ОСТРОВА - в средней части оз. Байкал. Состоят из Б. Ушканьего (9,4 км2, высота до 216 м) и трех Малых о-вов. УШКУЙНИКИ (от древнерус. ушкуй - речное судно с веслами) - в Новгородской земле 14-15 вв. члены вооруженных дружин, формировавшихся боярами для захвата земель на Севере и торгово-разбойничьих экспедициях на Волгу. УШМАЛЬ (Uxmal) - город (6 - нач. 13 вв.) индейцев майя на п-ове Юкатан (Мексика). С 19 в. открыты памятники монументальной архитектуры. УШНАЯ РАКОВИНА - кожная складка, содержащая хрящевую часть наружого уха у млекопитающих животных и человека. Улавливает и направляет звуки в слуховой проход, защищает его от механических повреждений. УШР (ашар) (араб. - десятая часть) - натуральный десятинный налог с мусульман в странах ислама. В Турции отменен в 1925. Сохраняется в ряде стран. УШТОБЕ - город (с 1961) в Казахстане, Талды-Курганская обл., на р. Каратал. Железнодорожная станция. 26 тыс. жителей (1991). Пищевая промышленность При этом личность здесь выступает как некая автономность. Суть и основные параметры этой автономности - в духовном измерении человека как субъекта образования и воспитания. Эта духовность конкурирует, должна конкурировать с биологической и особенно социальной детерминацией человека. Педагогическая антропология отличается от колевестического (изучает человек общество) и индивидуалистического (изучает отношение человека к себе самому), человековедение (она открывает подлинный облик ребенка и в тоже время делает знания о человеке актуальными для педагогике позволяет опиратся на антропологическое знание в процессе организации и осмысления педагогического процесса. Итак мы убедились в том что понятие педагогическая антропология восходит в кантовской она не просто заимствовала у великого философа его термин антропология она освоила идеологию Канта его взгляды на природу человека и на воспитания. Это утверждение означает, что в фундаменте педагогической психологии находятся общепсихологические закономерности и механизмы самой образовательной деятельности, или, по определению одного из родоначальников педагогической психологии П.Ф. Каптерева, образовательного процесса. Педагогическая психология связана со многими другими науками в силу целого ряда причин. Во-первых, она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания (по Б.М. Кедрову). Во-вторых, она связана с другими науками в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта, в котором аккумулировано самое разноплановое цивилизационное знание в знаковой, языковой форме. В-третьих, предметом ее изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается многими другими человековедческими науками. Очевидно, что педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология и др. Заметно выросло число педагогических центров. Умножались и усиливались контакты педагогов в национальном и международном масштабах. Среди международных педагогических организаций, учрежденных в это время, можно назвать Лигу нового воспитания и Международное Бюро Просвещения. В отдельных странах действовали национальные педагогические объединения: Прогрессивная ассоциация народного образования (США), Общество им. Вине (Франция) и пр. Система образования подверглась острой критике. Школа воспринималась как устаревшая, не соответствовавшая уровню производства, науки и культуры, не отвечавшая потребностям подрастающего поколения, которое нуждалось в качественно иной подготовке. Потребность в обновлении школы и педагогической науки становилась все более актуальной. Пересмотр педагогических установок, перестройка образования в ведущих странах мира превратились в одну из важных национальных проблем. Возвращаясь к педагогике недал

Комментариев нет:

Отправить комментарий